Как литературный персонаж поможет понять подростка?


Для меня лично, человека обремененного некоторыми знаниями психологии, совершенно понятно, что Гамлет - подросток. Исходя из этой логики, в поведении Гамлета нет никаких противоречий. (Шекспироведы отмечают нелогичность поведения Гамлета.) Он подросток, а потому повеление его нелогично. То он насмехается над любимой девушкой, то дерзит родной матери. Старших не уважает ни на грош, с друзьями резок. Подростковое поведение во всем его многообразии!

Не тенту себя мыслью, что все абсолютно мамы и их дети немедленно бросятся читать Шекспира. Нелегкое это дело! Кстати, театр в данном случае нам не помощник, так как в театре Гамлета играют взрослые дядечки, давно уже вышедшие из подросткового возраста, так что сценический образ тоже будет мешать нашему пониманию подросткового содержания принца датского. Приведу некоторые выдержки из пьесы со своими комментариями, чтобы родители лучше поняли смысл подросткового кризиса.

Постараюсь избежать таких искажений, как в знаменитом анекдоте про Карузо: Гиви показал своему другу, как Карузо поет, и великий итальянский тенор в исполнении Гиви другу не понравился.

Какой же он, Гамлет?

Вот знаменитая сцена с призраком. Призрак отца Гамлета отзывает сына в сторону, чтобы поговорить с ним без свидетелей. Друзья останавливают Гамлета: не ходи, он тебя погубит. Но Гамлет храбро отвечает: «Чего бояться? Я жизнь свою в булавку не ценю». Это не есть характеристика принца Гамлета, это есть характеристика подростка: не ценить жизнь. Понятие ценности жизни к нему только-только приходит.

В детстве никто об этом не думает. А в подростковом возрасте понятие конечности жизни уже осмысливается. Но она кажется еще очень длинной. Пятнадцатилетнему подростку двадцатипятилетний взрослый кажется почти стариком.

Подростки бесстрашно идут на подвиг, это показала Великая Отечественная война, потому чго еще не понимают ценности своей жизни. Им кажется, что можно умереть, а потом проснуться. Как они просыпаются каждое утро после крепкого сна.

Вот отрывок из знаменитого монолога Гамлета «Быть или не быть». Кстати, этот монолог принц произносит при виде Офелии, свидание с которой было подстроено королем и его советниками. Размышления о смерти без всякого повода, любовь и смерть в одном флаконе - все это тоже очень характерно подросткам.

Популярные сообщения из этого блога

Можно ли вылечить игровую зависимость?

Типичные ошибки при разрешении конфликтов

Особенности эндокринной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем ребенка от года до трех лет