Как определить темперамент ребенка?
Когда мы говорим с вами о воспитании ребенка, надо всегда помнить об особенностях темперамента, так как холерик и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода.
Какой темперамент вашего ребенка?
Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, свои плюсы и свои минусы. Ребенок «виноват» в своем темпераменте не больше, чем мы – в своем. К тому же генетические исследования доказали существенное влияние факторов генетики на темперамент детей. Так что во многом родители передают детям свойства темперамента по наследству. В первую очередь это касается стрессоустойчивости: одни дети чрезвычайно легко обижаются и расстраиваются, они легко ранимы и, кажется, обладают «тонкой кожей». Чтобы вывести их из себя, нужно очень и очень постараться. Например, систематически доводить их, как мыши доводили кота Леопольда в известном мультфильме. Кот Леопольд – типичный флегматик. Спокойный, уравновешенный, миролюбивый и дружелюбный. Мир он воспринимает как дружественную среду. Агрессия ему абсолютно не свойственна. Даже если у флегматика возникнет какая-то серьезная проблема, это вряд ли можно будет заметить по внешнему виду. Хотя, возможно, он будет выглядеть слегка озадаченным. Флегматики хорошо справляются с трудностями. Единственное, с чем они не справляются, так это с заданиями на скорость. Скорость – это не их конек. Так что если потребовать от маленького флегматика сделать что бы то ни было немедленно, значит, повергнуть его в шок И не удивляйтесь, если в ответ он впадет в ступор или же тихонько скуксится, съежится и «уползет в свою раковину», как улитка. Хотя флегматика можно назвать «удобным» ребенком, поскольку он не носится как угорелый и не вопит у вас над ухом день-деньской, а тихо и спокойно занимается какими-то своими малышовыми делами, вам не всегда будет с ним легко. Флегматик с самого раннего возраста представляет из себя «вещь в себе», «человека в футляре», и очень трудно понять, что творится у него в душе. Зато ему очень понравятся «рассуждалки» и прочие «игры ума». Такой ребенок может уже в 4 года с удовольствием играть в шахматы и пытаться читать свои первые книжки. По крайней мере, картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы – тоже. Так что приготовьтесь стать сказочниками или озаботьтесь поиском Арины Родионовны.
Моим друзьям, Марии и Алексею, безумно повезло: как только у них родился сын, мама Марии, новоиспеченная бабушка, тут же ушла на пенсию и все свое время посвящала обожаемому внуку.
Тихон с самого раннего детства любил нацелиться на какой-нибудь предмет своими огромными серьезными глазами и смотреть, смотреть, смотреть... Это доставляло ему явное удовольствие. Поэтому бабушка старалась обеспечить его разны их из равновесия не так-то просто. Точно так же одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными, а на самом деле они с детства склонны сначала поразмышлять, все взвесить и обдумать, а потом уже действовать. И наконец, наследственно обусловлены такие составляющие темперамента, как склонность к уединению или потребность в активном общении.
Два человека одно и то же чувство выражают по-разному: один хохочет, а другой всего лишь улыбается; один человек делает все быстро, энергично, а другой точно, но медленно; один начинает злиться из-за пустяка, а другому нужно очень сильно «насолить», чтобы увидеть злым. Все эти проявления зависят от нашего темперамента. Каждому из нас присущ от рождения один из четырех типов темпераментов. Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100% к какому-то одному типу. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух, а то и из трех типов. В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависит сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, мы, взрослые, можем сознательно работать над своим темпераментом, используя одновременно и его силу, и его слабость. Очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка и поможем малышу «приручить» его.
Дети с преобладанием сангвинического темперамента
Дети с преобладанием сангвинического темперамента – подвижные и веселые. Они жизнерадостны и оптимистичны, обожают общаться. Так что если ваш сухой и накормленный младенец плачет и не желает успокаиваться, не удивляйтесь и не теряйтесь в догадках: «Чего же ему еще надобно»? – он просто хочет с вами пообщаться. Отложите ненадолго свои дела, посидите рядом с кроваткой, поговорите, спойте песенку. Ребенок будет просто счастлив! Дети-сангвиники с удовольствием катаются в машине. Доставит им удовольствие и прогулка в коляске. Еще лучше – в «кенгурушке» у мамы на груди: и мир посмотреть можно, и себя показать, и мама рядом. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Проблемные ситуации сангвиники предпочитают решать миром. Они незлобивы и неагрессивны, но умеют постоять за себя. Для них аксиомой является то, что все люди – хорошие и мир – прекрасное место. А потому они входят в мир с открытым сердцем и душой «нараспашку». Встретившись с чем-то или с кем-то, противоречащим их теории мира и добра, они сначала не верят своим глазам и ужасно изумляются. А потом дают достойный отпор. Пассивными сангвиников никак нельзя назвать! Так же, как и флегматики, они склонны к продуманным действиям, но, в отличие от своих медлительных собратьев по разуму, мыслят быстро и очень быстро – в зависимости от требований ситуации. Самый страшный враг ребенка-сангвиника – скука. Отсутствие новых впечатлений и новой информации для него просто убийственно. Заскучавший сангвиник становится вялым и как бы выпадает из времени. По крайней мере, ему трудно становится сконцентрироваться на том, что происходит непосредственно «здесь и сейчас». О том, каким образом темперамент влияет на обучение в школе, разговор пойдет ниже.
Дети с преобладанием холерического темперамента
Дети с преобладанием холерического темперамента – маленькие «торнадо». Если сангвиники достаточно быстро успокаиваются и приходят «в норму» даже после самой активной, энергичной и эмоционально захватывающей игры, то у холериков все совсем по-другому. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, они «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Как и сангвиники, они нуждаются в смене впечатлений и в постоянном притоке нового в их жизнь. Если они не захвачены водоворотом жизни, они перестают чувствовать, что вообще живут. Однако сильные впечатления быстро утомляют их. Они хотят продолжать игру, или поездку, или экскурсию, но их эмоциональная «емкость» оказывается переполненной, и они не выдерживают такой чрезмерной нагрузки. Отсюда и невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик решил сделать вам сюрприз и нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и немедленно взглянули на рисунок. И если вы окажетесь слишком заняты и не сможете среагировать сразу же, ребенок моментально выйдет из себя. Холерики вообще напоминают по своей нервной организации гранату с вынутой чекой: стоит чуть-чуть разжать пальцы, как сразу же последует взрыв... Холерики – естественные агрессоры. И не в силу какой-то там повышенной злобности. Вовсе нет. Они добрые и милые, нежные и ранимые... внутри. Однако из-за своей повышенной нервной возбудимости и быстроты реакций они склонны сначала отреагировать на событие, сделать или сказать что-то и только потом подумать. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно выливаются в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И «нарычит» на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие и на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Череда неудач вполне может закончиться депрессией. Так что вам лучше всего смириться и приспособиться к частой смене настроения ребенка и резким переменам в его интересах и по возможности не испытывать его терпения и не заставлять его ждать.
Дети с преобладанием флегматического темперамента
Дети с преобладанием флегматического темперамента – самые уравновешенные и невозмутимые. Они доставляют родителям очень мало беспокойства и растут, не требуя особого контроля и мучений. Только что научившемуся ходить флегматику не придет в голову гулять по всей квартире, залезать в шкафы и под диваны или пытаться забраться на высокий стеллаж. Он с удовольствием будет ходить, интересуясь окружающим миром не меньше, чем все другие дети, но изучая и исследуя его постепенно, медленно и размеренно. «Нашему юному ученому нужен материал для исследований», – шутила она. В 5-6 месяцев малышам полагается уже самостоятельно садиться. Однако Тихон и не думал этого делать. В 8 месяцев беспокойство родителей достигло предела, и бабушка съездила с малышом в Центр раннего вмешательства, показала его специалистам. Маленького Тишу вертели и так и эдак, но никаких патологий не обнаружили и вынесли вердикт: «Совершенно нормальный ребенок, и абсолютно непонятно, почему он еще не делает того, что ему по возрасту положено». У американцев же для таких детей – которым «лениво» развиваться «по графику» – есть специальный термин: «поздний ребенок».
В 9 месяцев Тихон не только стал садиться в кроватке, но и вставать, держась за реечки. А в 1 год и 3 месяца начал ходить.
Бабушка его, конечно, опекала, но поощряла самостоятельность и готовила к детскому саду. Когда Тихону исполнилось 2 года, его отдали в ясельную группу. Бабушка вставала сама и поднимала внука на час раньше, чтобы он спокойно, в своем ритме, успевал и умыться и одеться, причем самостоятельно. Она помогала ему только застегнуть пуговицы и завязать шнурки. Все остальное Тиша делал сам. С родителями у него иногда поначалу возникали проблемы, когда те сердились на «заторможенность» малыша и пытались подгонять его. В ответ он прекращал всякую деятельность и принимался тихо и обиженно плакать. Бабушка, обладающая хорошим чувством юмора, говорила молодым: «Вы же его сами Тихоном назвали. Вот он и получился Тихон. Живет по принципу „тише едешь – дальше будешь". Не мешайте ему, дайте жить и развиваться в своем ритме, и тогда все будет нормально».
После нескольких безуспешных попыток «ускорить» Тишу родители последовали бабушкиным советам. В результате ребенок ни в чем не уступает своим сверстникам в детском саду. Ясное дело, что спринтером ему не быть. Но ему это и неинтересно, он ведь флегматик, его дистанция – марафонская. И на ней он вполне может стать первым.
Дети с преобладанием меланхолического темперамента
И наконец, дети с преобладанием меланхолического темперамента. Говорят, что родители холериков утешают себя тем, что у них не родился меланхолик. И наоборот. В общем, оба темперамента «хороши», каждый по-своему. Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика – почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. «Принцесса на горошине», несомненно, была по темпераменту меланхоликом. Никто другой просто не способен почувствовать одну-единственную крошечную горошину через семь пуховых перин. Малыш-меланхолик будет плакать по любой, самой ничтожной, причине, и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет... Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, так как меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе. А потому нервные срывы для них – не редкость. Как и холерики, меланхолики быстро утомляются, но для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. Потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще, для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс – избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания. Так что родителям маленького явно выраженного меланхолика остается только порекомендовать запастись вагоном терпения и целым поездом понимания. И конечно, нежелательно отдавать ребенка в детский сад раньше 3-летнего возраста.
Что такое «трудный темперамент»?
Существует и такое понятие, как «трудный темперамент». Как правило, так называют чрезмерно эмоциональных детей, слабо контролирующих себя и выдающих частые негативные вспышки. Такие дети очень уязвимы.
Молодой человек был крайне угнетен и подавлен случившимся, не находил себе места весь вечер, не спал ночь и все пытался найти ответ на вопрос: «Что я такого сделал, что профессор меня вдруг так презирает?» Около магазина чуть позже в тот же день профессор едва не врезался в другого преподавателя со своей кафедры, пробормотал «извините!» и пошел было дальше. Преподаватель осторожно прикоснулся к его локтю: «Аркадий Степанович! С вами все в порядке? Вы меня чуть с ног не сбили и, кажется, даже не узнали!» Профессор как будто проснулся. Он покраснел, извинился и сказал: «Знаете, Анатолий Александрович, наша последняя разработка не дает мне покоя. Кажется, что решение совсем рядом, осталось просто рукой взять, а как только руку протянешь, так оно и ускользает. Прямо мираж какой-то. Я так об этом задумался, что совершенно "выпал" из реальности. Даже не понимаю, чего ради я сюда пришел. Просто какое-то наваждение, я ведь домой собирался, а это в другую сторону. Извините, я веду себя, как ненормальный!» Анатолий Александрович от души пожелал профессору поскорее найти решение проблемы и думать забыл об этом забавном инциденте. К счастью для себя, молодой преподаватель наутро попытался выяснить у Анатолия Александровича, не знает ли тот, в чем он провинился перед профессором. Анатолий Александрович стал расспрашивать его, и, узнав, в чем дело, расхохотался и рассказал о своей вчерашней встрече с профессором: «Так что вы зря переживали, Сашенька! Вы молодой человек к тому же стройный, чтобы не сказать худощавый, вас совсем легко не заметить! Аркадий Степанович и мои почти что сто килограммов едва не затоптал, поскольку не разглядел. Выбросьте эту дурь про „презрение" и „вину" из головы! Со всей ответственностью вам заявляю, что профессор вчера вообще на улице никого и ничего не видел! Хорошо хоть, на проезжую часть не вышел и под машину не попал. А вы нашли, из-за чего распереживаться!»
Так в чем же дело? Почему одно и то же событие воспринимается по-разному? У Анатолия Александровича вполне реальная самооценка, он уверен в себе, а потому, не мудрствуя лукаво, сразу же спросил профессора, что происходит и почему он его не узнает. И услышал в ответ извинения и разъяснение ситуации, которая, естественно, не имела к нему никакого отношения. Совсем другое – у Александра, его молодого коллеги. Александр явно не уверен в себе, у него заниженная самооценка, да к тому же еще и выраженный «комплекс вины». В результате он не спал ночь и мог бы еще долго страдать и мучиться, если бы Анатолий Александрович не рассказал ему, как было дело. Оба преподавателя и коллеги в разное время окончили университет, оба из семей с умеренным достатком. Родители и у одного, и у второго – с высшим образованием. Почему же такая разница в восприятии событий?
Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности. Даже дети с так называемым трудным темпераментом постепенно выправляют свое поведение, обучаясь контролю над эмоциями, если родители обеспечивают им поддержку и приятие вместо раздражения и приказаний «немедленно успокоиться и вести себя как следует». Кстати, часто достаточным оказывается родителям изменить свое поведение, как самые «неуправляемые» дети с успехом изменяют свое.
Темперамент вашего ребенка и школа
Холерик –- очень подвижный ребенок, он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики – задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие. Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в мирных целях.
Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с родителей о том, как ведет себя хороший ребенок И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.
Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.
Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ. Меланхолик инертен, робок, стеснителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное – не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.
У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, незаметно для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего – над своей робостью и нерешительностью.
Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, – наверняка.
Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка-флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика – трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.
Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».
Для флегматика, также как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.
Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.
Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик – при правильном воспитании – вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты – сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания. Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.
Как мы уже говорили с вами, наиболее распространенный темперамент среди девочек – сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испытание, требующее максимальной концентрации душевных сил.
Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.