Как правильно привить желание учиться?

Почему же они все-таки учатся?



1.

Ну, во-первых, учиться все-таки интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2.

Они учатся, потому что так принято - ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры. В этой игре много участников, есть где развернуться!

3.

Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, особенно девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который не стоит эксплуатировать.

4.

Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа - это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!


Так как же заставить ребенка учиться? Взять ремень и выпороть, поставить в угол на колени на гречку или заставить эту гречку перебирать?

1.

Вообще-то, в выражении «заставить» проявляется желание строгих родителей жестко контролировать ситуацию и продавливать свои решения.


Психологическое давление - инструмент жестких людей, которые выросли в условиях подчинения авторитетам и считают справедливым, когда «младший» безоговорочно подчиняется «старшему». Горькая ирония в том, что в методах воспитания мы тоже впадаем в крайности - то нам жалко детей, и мы хотим им дать свободу, то обнаруживаем, как они распущены, и в ход идут самые строгие методы наказания и ограничения. Это простой путь потерять контакт с ребенком. А без контакта с ним уже ни о чем не договориться...

2.

Самый верный путь стимулировать обучение - это сформировать уже у малышей познавательный интерес к миру. «Посмотри, какой жучок...»; «Иди, попробуй сделать это сам! Правда, здорово?»; «О, как интересно... Беги ко мне!». Детское удивление и готовность пробовать необычные вещи нужно поддерживать и поощрять: «Молодец, что заметил!»; «А я и не знала, что ты можешь так рисовать...» (застегивать пуговицы, шнуровать ботиночки, складывать игрушки...). Большинство взрослых именно так себя и ведут. Но когда ребенок подрастает, акцент перемещается на интеллектуальные достижения, а потребности «Я» ребенка в похвале, признании и безусловной любви начинают игнорироваться, зависеть от школьных отметок.

3.

Чтобы не сбиться с пути, ориентируйтесь на чувства ребенка, начинайте выяснять ситуацию с декларации чувств. Давайте ребенку обратную связь: «Я вижу, ты расстроен. Еще бы!», «Я тебя понимаю...Похоже, ты сделал все, что мог в той ситуации», «Мне тоже не все равно...», «У тебя горят глаза от счастья. Ну-ка, похвастайся!».

4.

Не скрывайте своего огорчения и ожиданий: «Я ожидал большего. Иногда на задание нужно тратить не час, а два...»; «Почему ты не попросил о помощи? Мы же рядом!»; «Давай посмотрим на это задание еще раз. Что было самым трудным?»: «Я уверен, что дальше будет интересней!».

5.

Точно так же - открыто и внятно - нужно хвалить ребенка за удачные решения. Напоминайте ему о прошлых достижениях, настраивайте его на удачу! Иногда похвала - это аванс, а иногда - подсказка. Если вы умеете не переходить на личности, не приклеиваете людям ярлыки, то предметом похвалы станут действия ребенка. Хвалите то, что он делает, а не его самого. Это очень просто: «Мне нравится, как ты тут придумал...»; «Молодец, это интересное решение!»; «Хороший ход. Умно...»; «Покажи, как ты это сделал? Ну-ка, научи и меня!».

6.

Неплохо измерить 10 ребенка или пройти другие тесты на развитие интеллекта, чтобы оценить ресурс и понять структуру его способностей. Это потешит ваше самолюбие. Но ориентировать нужно на постоянные и систематические усилия. Способности угасают, если их не тренировать. Это как инстинкты у животных, которые попали в зоопарк.


Еще одна причина низкой успеваемости - ложная мотивация. Мы напоминаем детям, что наше самочувствие и счастье зависит от их усилий, школьных успехов. Сделать взрослых счастливыми - это слишком сложная, ответственная и... размытая мотивировка. Ни один ребенок добровольно не взялся бы за решение такой грандиозной задачи, результаты которой трудно вообразить детям с только формирующимся абстрактным мышлением. Конечно, кто-то постарается угодить маме или папе. Но разве угодничество старшему - адекватная мотивация? Разве они живут и учатся для нас? Лучше сказать: «Я опасаюсь, что если сейчас не позаниматься, в дальнейшем будут еще большие проблемы», «Надо бы подтянуться!», «Давай обдумаем этот момент?».

Популярные сообщения из этого блога

Можно ли вылечить игровую зависимость?

Типичные ошибки при разрешении конфликтов

Особенности эндокринной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем ребенка от года до трех лет