Особенности эндокринной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем ребенка от года до трех лет

Увеличение массы щитовидной железы и усиление функции. Средняя концентрация тироксина – 10,5 мкг/100 мл (выше, чем у взрослых), трийодтиронина – 168 мкг/100 мл. Уменьшение влияния соматотропного гормона гипофиза.



Особенности эндокринной системы


Максимальная функциональная активность паращитовидных желез перше два года (периоды максимальной интенсивности остеогенеза и напряженности фосфорно-кальциевого обмена).


Усиление активности гормонов надпочечника, нарастание массы железы к 1-4 годам, дифференцировка сетчатой зоны надпочечников.


К 3-4 годам жизни ребенка полностью исчезает фетальная зона в надпочечниках.


Особенности иммунитета:

  • IgG – постоянный уровень;
  • IgM – к 2,5 годам – 75% уровня взрослого;
  • igA – в сыворотке – снижен, постепенное повышение к 7 годам (60%);
  • IgA – секреторный – к 1½ годам формируется «кишечный блок», который препятствует проникновению антигенов через эпителий слизистой кишечника;
  • IgE – повышен при наличии сенсибилизации.

На втором году жизни ребенка отмечается третий критический период иммунитета. В этот период иммунный ответ в большей степени переключается на образование антител IgG, но у 30% детей отмечается так называемый «физиологический дефицит» IgG2 к палочке инфлюэнцы. Дети склонны повторным вирусным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие минорные аномалии иммунитета.


Неспецифические факторы резистентности:

1.

Нормальные показатели лизоцима, пропердина, комплемента.

2.

Фагоцитоз более совершенный.


Анатомо-физиологические особенности органов и систем


В 2-3 года наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани.


Дыхательная система – в легких интенсивно растут сегменты. После 2 лет возрастает объем альвеол.


Сердечно-сосудистая система – к: 3 годам происходит усиление влияния n. vagus и снижение частоты сердечных сокращений, к 2 годам – 115 в 1 мин, 3 года – 100-110 в 1 мин (брадикардия – 90 уд. в 1 мин, тахикардия – 130- 140). Артериальное давление максимальное, к концу года достигает 90-100 мм рт. ст. Формула после года: систолическое АД 90+2n, где n – число лет, или 100 + n, где n – число лет. Диастолическое АД составляет ½-⅔ систолического давления. К 1½-2 годам толщина мышечных волокон сердца увеличивается в 2 раза. Вес сердца к 3 годам по сравнению с весом новорожденных увеличивается в 3 раза. Доказано, что морфофункциональные изменения миокарда по данным ЭКГ чаще встречаются в возрасте 2-3 и 5-6 лет, они связаны с напряжением процессов роста и созревания. В этих возрастных группах детей чаще отмечаются изменения биоэлектрической активности миокарда. Наблюдается синдром ранней реполяризации желудочков в условиях преобладания ваготонии.


Мочевыделительная система


В 1-3 года у детей отмечаются наибольшей интенсивности преобразования функции почек. К 1½-2 годам клубочковая фильтрация достигает уровня взрослого. К 3 годам стабилизируется уровень натрия в сыворотке крови. Постепенно достигает своего максимума секреция водородных ионов, ее интенсивность зависит от величины клубочковой фильтрации и от поступления в просвет канальцев буферных фосфатов. Парциальные функции почек в состоянии относительного покоя в расчете на 1 м2 поверхности тела завершают свое развитие между 2-м и 3-м годами жизни.


Развитие детей от 1 года до 2 лет


В этом возрасте у детей совершенствуется двигательная активность и познавательная деятельность. Хорошо развиваются движения пальцев кисти. Ребенок эмоционален, более тонким становится зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Он начинает повторять односложные предложения к концу этого периода, выполнять словесные просьбы взрослого. Появляется новое – обобщение предметов по их основным признакам, что свидетельствует о развитии мышления. Ребенок различает форму, величину предметов и четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Ребенок любит сюжетные игры, копирует действия взрослых (мытье кукол, посуды). Любит рассматривать картинки: в книгах («читает», водя указательным пальцем по странице книги), играть строительным материалом, разборными игрушками («изобразительная» деятельность). Ребенка надо поощрять в игре, но и приучать к собиранию разбросанных игрушек и их аккуратному раскладыванию на полках.


В этом возрасте ребенок должен сам мыть руки и лицо.

Популярные сообщения из этого блога

Можно ли вылечить игровую зависимость?

Типичные ошибки при разрешении конфликтов