Что должен уметь ребенок, готовый к школе?

Ситуация



Мы хотим, чтобы наш пятилетний ребенок никогда не попал под машину на улице. У нас, взрослых, есть представление, что он должен сделать в уме, чтобы не попасть под машину. Мы не можем зазубрить с ним правила дорожного движения - для этого прежде надо дать ему много новых представлений о дорожной разметке и знаках, о видах транспорта и т.п. Поскольку он всего этого не знает, то и запомнить правила не сможет.


С чего же начать? Выйти с ним на улицу и начать «проигрывать» различные ситуации. Вот какой-то человек побежал через дорогу перед машинами. Мы должны рассказать ребенку, что может случиться с этим человеком. Показать: вот дорога, по ней едут машины. Вот светофор. А вот полосатая дорожка-переход, по которой можно ходить, только когда горит зеленый огонек. Спросить: если мальчик выбежит на дорогу под машины, что произойдет? Таким образом, мы закрепим в уме ребенка ситуацию, которую он должен понимать и уметь представлять в уме. Конечно, не факт, что он усвоит это сразу. Большинство родителей просто дают команду: на красный свет нельзя идти - на зеленый можно. Но не объясняют, почему; более того, не рассказывают, почему иногда люди все-таки ходят на красный свет и что из этого получается. Но он наверняка увидит это в жизни. Поэтому нужно, чтобы он не просто запомнил инструкцию, а усвоил смысл происходящего. В следующий раз он должен сам принять решение, чтобы не пойти на красный свет.


Это же правило относится и ко всем прочим явлениям, действиям, отношениям, из которых состоит человеческое общество. Ребенок должен усвоить их и уметь действовать с ними в уме. К школьному возрасту он должен свободно оперировать основными социальными категориями, предметами, понимать действия с ними и уметь их моделировать.


Вторая важная характеристика, которой должен обладать ребенок к школе, - это произвольность поведения. Для большинства родителей это синоним послушания, хорошего поведения. Но на самом деле это понятие более широкое.


По мере взросления эти средства постепенно формируются в сознании. Ребенок должен быть произвольным в широком смысле слова, то есть осознавать правила и уметь им следовать. Он учится принимать и выполнять правила в сюжетно-ролевой игре - важнейшем этапе развития дошкольника. Об этом мы поговорим чуть позже.


Третья важная составляющая готовности ребенка к школе - способность.


Ребенок должен уметь уважать взрослых и других детей, сочувствовать им. Важно научить его тому, что одна и та же ситуация может по-разному восприниматься разными людьми. Эта простейшая вещь многим современным детям оказывается недоступной. Из этого вырастает множество школьных разногласий, ссор и драк со сверстниками, конфликтов с учителями. Конечно, научить ребенка выслушивать точку зрения другого человека и уважать ее - так же, как и выражать свое мнение и отстаивать его - могут только родители. И если они этого не сделают до школы, возникнет много трудностей.


Не менее важно научить его и навыкам общения: как слушать других детей и учителя, как и когда говорить самому, когда следует промолчать, как знакомиться и т.п. Если он умеет все это - он вооружен и будет чувствовать себя спокойно. Причем начинать такую подготовку надо не в августе, а гораздо раньше, с первых контактов с детьми во дворе, с чужими взрослыми и т.п.


Особенно это важно для «домашних» детей, у которых возможностей общения меньше, чем у тех, что посещают. детские дошкольные учреждения. Если же ребенок ходит в детский сад, возможно, стоит поговорить с воспитателем, насколько он освоил эти навыки, понаблюдать за ним в играх со сверстниками.


Итак, три главные характеристики: умение действовать в уме, умение управлять своим поведением и умение чувствовать и понимать других людей - основные, по которым можно определить готовность ребенка к школе. Если они сформированы, научить его читать, писать и считать - задача куда более простая и достижимая. Если же эти свойства к моменту поступления в школу не сформировались, там его ждут немалые трудности, которые могут отбить охоту к учебе в принципе.


Второй не менее важный вопрос, беспокоящий родителей: как учить ребенка, готовя к школе?

Популярные сообщения из этого блога

Можно ли вылечить игровую зависимость?

Типичные ошибки при разрешении конфликтов

Особенности эндокринной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем ребенка от года до трех лет