Принципы поощрения детей

Наряду с наказанием поощрение - один из инструментов воспитания. Подарок служит одной из форм поощрения: за хорошие поступки, за какие-то достижения, за радующие родителей движения души. Ребенок должен понимать, что он не останется без оценки, потому что она невероятно нужна ему, как и любому из нас, взрослых. Конечно, родители не должны скатываться к махровому бихевиоризму, ведь ребенок - не дрессированная собачка; но важно помнить, что с 3,5 - 4 лет он уже может прочитывать сложные социальные ситуации.



Уже в 3 - 3,5 года у каждого ребенка должны быть обязанности, пусть самые простые - полить цветок, собрать игрушки в коробку, помочь бабушке найти очки и т.п. И через них он должен относиться к себе как к социальному существу, члену семьи. Если их нет, это очень плохо. Потому что любой подарок должен быть заработанным. И чем больше труда вложено в него, тем он ценнее.


Разумеется, нет таких родителей, которые время от времени не дарили бы ребенку что-то просто так, чтобы его порадовать. Но все же нужно не забывать увязать подарок с достижениями ребенка, с его хорошими делами. Это будет исподволь формировать отношения взаимного доверия, открытости и ответственности. И родителям не стоит жалеть для этого усилий. Поощрение без понимания, за что именно оно получено, попросту вредно.


Но не стоит забывать, что поощрение не всегда заключается лишь в подарках. Не скупитесь на похвалы, если ребенок их заслужил. Удачные рисунки, лепка, поделки - все, что сделано своими руками, - непременно должно получить оценку. Поощрением может быть и улыбка мамы, и сдержанный рассказ за семейным обедом об успехах ребенка, о его хороших поступках.


Совершенно необязательно кривить душой и неумеренно восхищаться кривым пластилиновым петушком или невыразительными рисунками. Всегда можно найти, за что похвалить малыша: за старание, за ровную линию, за то, что аккуратно работал с пластилином, сам приклеил глазки зайцу на аппликации и т.п.


Правы те родители, которые вывешивают рисунки или ставят поделки на видное место, при случае показывают их знакомым или родственникам. Особенно усердно надо хвалить за те из них, что ребенок сделал специально для родителей - оценивать не столько результат, сколько желание порадовать папу и маму. Ведь это и есть то самое вложение в подарок любви и внимания, которое ценит и сам ребенок.


Важно, чтобы и в вопросах поощрения родители придерживались единых принципов. Если один из них что-то покупает или дарит ребенку втайне от другого («Вот тебе, только маме не говори, что я купил»), ребенок прекрасно понимает, что родители в чем-то не договорились, и начинает манипулировать ими: «Купи, а то маме расскажу...» и т.п.


Когда ребенок начинает тесно взаимодействовать со сверстниками, наступают непростые времена - начинается сравнение: «У Алеши есть, а у меня нет. Почему?» Как быть? Не забывать, что это тесно связано как раз с тем, понимает ли ребенок социальные реалии семьи, может ли повышать свой статус чем-то еще, помимо вещей и игрушек. Конечно, такая ситуация - у кого-то есть, а у меня нет - достаточно драматическая для ребенка. Но защитить его от неприятных переживаний можно. Для этого он должен быть «экспертом» - авторитетом для сверстников в какой-то иной сфере, будь то знания, умения или достижения, которые он может противопоставить тому, что имеют другие. И здесь значение имеют вовсе не материальные возможности семьи, а то, сколько внимания и времени уделяют ребенку родители. Чтобы научить его мастерить что-то, играть в футбол или запускать воздушного змея, требуется только это.

Популярные сообщения из этого блога

Можно ли вылечить игровую зависимость?

Типичные ошибки при разрешении конфликтов

Особенности эндокринной, сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем ребенка от года до трех лет